Per anus ad astra
Специально для  Огненный Тигр, который хотел зачесть что-нибудь о книгах - мой старый пост с другого ресурса о книгах Джейн Остин.
Но сразу предупреждаю, как рецензент я не очень и объективность, как всегда, на нуле. В общем, все как в старой пародии Иванова:

Обычным взором этого не видно,
Но у меня квадратные глаза.


читать дальше

Продолжение - в комментах

@темы: книги

Комментарии
13.11.2017 в 22:13

Per anus ad astra
Перейдем к "Эмме" и "Нортенгерскому аббатству".

Сразу скажу, что именно эти книги Остин я горячо рекомендовала бы для мужского чтения - как незаурядное практическое пособие по бабоведению, пардон, женской психологии, ибо в них Остин блестяще удалось показать, что же творится в хорошеньких девичьих головках. Причём факт, что книги эти написаны двести лет назад, смущать никого не должен - ни черта с той поры не изменилось. (Да вообще в области гендерных отношениях человечество особо не прогрессирует - взять хотя бы "Повесть о принце Гэндзи" Мурасаки нашей Сикибу: книге тысяча (!) с гаком лет, а как вчера написана).

Второе огромное достоинство этих книг - они по-хорошему смешные. Если в "Гордости и предубеждении" и "Чувстве и чувствительности" мы видим остиновскую тонкую и едкую иронию, то эти два романа - прекрасный образец остиновского юмора. Более того, "Нортенгерское аббатство", одно из ранних творений Остин - это, товарищи, вообще чистой воды стёб, но стёб весёлый. Конечно, для того, чтобы получить максимальное удовольствие от этого стёба, лучше быть знакомым с творчеством Анны Радклиф, но достаточно и просто иметь представление о готических романах.

Главная героиня "Аббатства" Кэтрин Морланд - очень юная девица, большая поклонница этой самой литературной готики (но с современными "готками" у Кэтрин ничего общего нет - во-первых, у Кэтрин лёгкий и жизнерадостный нрав, а, во-вторых, она стройная). Первая часть книги - очень живо и достоверно описанное пребывание английской барышни на модном курорте Бат: новая обстановка, новая лучшая подруга, дружба с которой, разумеется, до гроба, не меньше, знакомство с молодыми людьми, один из которых действительно славный и неглупый малый (Генри Тилни), а второй - Джон Торп - бурдючок, искренне считающий себя неотразимым мачо. Самое роскошное в этой части романа - диалоги, на которые Остин вообще мало кем превзойденная мастерица. Замечательное подтрунивание Генри над Кэтрин, дивная заносчивость и распускание хвоста Джона Торпа - это великолепно, потому что узнаваемо. А уж тарахтение двух подружек вообще полный блеск: замените чепчики на джинсы, а "Удольфо" на Коэльо - и вы услышите то, о чем сегодня щебечут барышни за соседним столиком в заведении типа "Кофе хауза". Но при всём том Кэтрин вовсе не непроходимая дура - она просто ещё не успела в свои семнадцать лет набраться житейской мудрости. Да, она не блещет глубоким умом, но не всем же быть Сенеками, а то, что из этой весёлой и приветливой девушки вырастет очень милая и добрая женщина, сомнения у читателя не вызывает.

Самая же прелесть начинается во второй части книги - Кэтрин приглашена в вотчину Тилни, настоящее старинное аббатство, да ещё овеянное тайной скоропостижной смерти его хозяйки. И вот тут уже невозможно удержаться от улыбки, читая о разочаровании Кэтрин, так рвавшейся узреть мрачный холодный склеп, а попавшей во вполне современную и комфортабельную обстановку. Над сценой же ночи с непременной грозой и зловещими завываниями ветра, когда Кэтрин находит в некоем неприметном шкафу сверток таинственных бумаг, я хохотала в голос. Над ужасами готики Остин поиздевалась просто замечательно.

"Эмма" - второй прекрасный образец остиновского юмора. Удивительное дело - динамики в книге практически никакой, сюжет - варение обитателей английской провинции в собственном соку, а оторваться невозможно. Опять же потому, что все герои - живые люди, картонных человечков практически нет, ситуации - узнаваемые, а уж описание - выше всяких похвал. Но именно из-за того, что "Эмма" - роман отношений, а не роман действия, его содержание очень трудно изложить в кратком адекватном пересказе. Выйдет либо ерунда типа "роман о молодой женщине, которая с увлечением сватает своих знакомых и соседей", как он характеризуется в ряде аннотаций, либо длина пересказа будет сопоставима с длиной самой книги.

В "Эмме" ещё очень интересно то, что в главные героини Остин впервые выводит девицу полностью благополучную - Эмма из очень богатой семьи, очень красива, она признанный лидер местной молодежи, но при всём этом она не спесивая мочалка, а добрая, живая, неглупая и энергичная девушка. Вот этот-то избыток энергии, который некому направить в мирное русло (мать давно умерла, папенька от воспитания так же давно и успешно самоустранился, предпочитая жить в своё удовольствие, последний сдерживающий фактор в лице гувернантки вышел замуж и пропал с горизонта), и приводит к тому, что Эмма на протяжении всей книги упорно и старательно ломает дрова, руководствуясь самыми лучшими побуждениями и совершенно искренне полагая, что её деяния - исключительно во благо. И остановить её так же невозможно, как бегущего бизона и поющего Кобзона. И с каким же чудесным знанием дамской психологии Остин решает задачу вправления мозгов героини, заодно давая ещё одно наглядное подтверждение тому прискорбному факту, что увы, но вся женская дружба - только до первого неподелённого мужика.

Единственный персонаж "Эммы", который я считаю не очень удачным - это "мисс Совершенство" Джейн Ферфакс. По идее, её миссия в романе - служить живым укором Эмме и немножко поколебать её самоуверенность и снизить самомнение, но у меня сложилось впечатление, что мисс Ферфакс - это опять же тонкий троллинг Остин, раз столь настойчиво впихиваемая читателю безупречность Джейн на деле не так уж и безупречна - уж больно охотно она поддерживает имидж "бедной девушки, достойной лучшей участи" и отнюдь не прочь подавить на жалость окружающих.
13.11.2017 в 22:14

Per anus ad astra
"Доводы рассудка".

"Доводы рассудка" - самый зрелый и, несмотря на счастливый конец, самый печальный роман Джейн Остин. Я, к сожалению, плохо знаю биографию Остин, но при чтении книги меня не оставляло впечатление, что в неё вложено очень много либо лично пережитого писательницей, либо пережитого кем-то из тех, кто был ей по-настоящему близок и дорог.

"Доводы рассудка", как я уже упоминала раньше - это роман-сожаление, воспоминание об утраченных возможностях, то самое пронзительное и горькое "а счастье было так возможно, так близко" Татьяны Лариной. Главная героиня, Энн Эллиот - вторая и нелюбимая дочь состоятельного баронета сэра Уильяма Эллиота. В начале романа Остин кратко даёт предысторию событий - в юности к Энн сватался молодой капитан Фредерик Уэнтуорт, но по причине отсутствия у соискателя средств и связей потенциальный брак не вызвал энтузиазма у сэра Уильяма. Энн удалось бы пойти против воли отца, если бы на сцену не выступила "добрая фея-крёстная" леди Рассел с дружескими увещеваниями о неразумности и неосмотрительности такого поступка (чёрт бы побрал таких друзей!) В итоге Энн, поддавшись тем самым пресловутым доводам рассудка леди Рассел, отказывает Уэнтуорту. Это очень важный момент - то, что отказ капитан получает от самой Энн, а не от её отца. Несогласие родителя только ещё более сплотило бы молодую пару, но такой резкий попятный ход Энн, которая ранее с радостью приняла предложение Уэнтуорта, глубоко оскорбляет капитана. Молодые люди расстаются, и у Энн не остаётся ничего, кроме тоски и сожалений.

И вот из-за ряда событий Уэнтуорт снова появляется в кругу общения Энн - уже преуспевающим и известным человеком. По канонам жанра дамского романа старая любовь должна была бы тут же вспыхнуть вновь, но Остин пишет не дамский роман. И я, пожалуй, не знаю другой книги, где так искренне и щемяще были бы изложены переживания человека, прекрасно понимающего, что счастье было разрушено его собственными руками, но сумевшего с этим фактом смириться. Энн не делает ничего из того, что мы видим в любом современном романе о дамских неудачах: не предается самоедству и самоуничижению, не занимается самооправданием, и не упивается своим горем. Ей очень больно, но она принимает эту боль и живет с ней. И, на мой взгляд, это смирение достойно самого большого уважения.

Изумительно точно Остин описывает и постепенное возрождение былых чувств между героями - всё так хрупко и тонко, как первый лёд на луже, а тут ещё путается под ногами воспылавший к Энн кузен Эллиот, грозящий разрушить эти ненадёжные мостки. И даже когда по воле Остин книга завершается счастливым браком, прелестный отзвук былой грусти всё ещё витает над заключительными страницами.

Остается добавить, что при всем изложенном выше в романе нет ни капли слащавости, слезливости и излишней сентиментальности. Единственное, в чем я могу упрекнуть "Доводы рассудка" - слишком много Чарлзов, в которых можно запутаться: Чарлз Мазгроув и его сын Чарлз, Чарлз Хейтер, даже муж миссис Смит - и тот Чарлз :)
13.11.2017 в 22:55

тварь, воспитанная книгами
Спасибо огромное. Я успел прочесть "Гордость и предубеждение", и оценил выразительнейший стиль Остин. Это язвительное отношение ко всем героям, причём и к главной героине тоже - замечательно. То есть Джейн реально единственный нормальный человек в этом... даже не серпентарии, а фиг знает чём. У Лиззи же душа проявилась, пожалуй, только тогда, когда её сестра лежала больной, и мисс Беннет примчалась к сестрице, с ней сидела. В общем, ИМХО. её главный плюс - это способность откинуть все условности и нюансы, если надо. Но так - копия папаши.
13.11.2017 в 23:15

Per anus ad astra
Огненный Тигр, прочти всё, не пожалеешь. Мне, пожалуй, меньше всех понравился только "Мэнсфилд-парк" - но он опять же изящная пародия на нравоучительные романы того времени, просто я этот жанр знаю плохо.
13.11.2017 в 23:20

Per anus ad astra
Очень рада, что и тебе зашла остиновская ирония - потому что когда ее романы называют "любовными", не знаешь, плакать или смеяться - в них всех двойное дно, и они какие угодно, только не любовные.
14.11.2017 в 00:07

тварь, воспитанная книгами
La Hudra О да, любовный остиновский роман - это сильно. Така любовь, така любовь.
Да, я собираюсь прочесть все. Может, все соберу у себя в бумаге, первый уже есть. Для этого стиля места на полке не жалко. И да. пародийные романы я люблю, а учитывая, что вполне знаю и стилистику нравоучительных романов тех времён, и стилистику Анны Радклиф... меня ждёт много чудного, я так чую.
14.11.2017 в 00:09

тварь, воспитанная книгами
заодно давая ещё одно наглядное подтверждение тому прискорбному факту, что увы, но вся женская дружба - только до первого неподелённого мужика.
Что забавно, мужская дружба на неподеленной даме тоже рушится только в путь. Так что баланс любви и дружбы - он для обоих полов весьма и весьма актуальная проблема. Впрочем, я вообще разделяю убеждение, что м и ж - они в первую очередь люди, а уже потом представители своих полов.